Новости
19.03.2018 // О древних чернилах и географических наноликахНеделя высоких технологий в ЦТРиГО завершилась турниром по географии и мотивационным занятием по химии. В это весеннее воскресенье в Центре были в приоритете предметы естественно-научного цикла. – Если бы вам сегодня нужно было получить чернила, из чего бы вы их сделали? – начинает занятие педагог Алла Полежаева. – Из осьминогов! – мгновенно реагирует юношеский басок, который принадлежит восьмикласснику Ивану Кудряшову. Воспитанники Центра привыкли не стесняться странных ответов. В перечне предположений оказались нефтепродукты, угольный порошок, свёкла, лимонный сок... В качестве невидимых чернил настоятельно рекомендовалось молоко, следы которого проявляются при нагревании. – Кровь! – сказал кто-то, и все засмеялись. Люди, предложившие в качестве чернильной основы угольный порошок и свёклу, получили домашнее задание: изготовить свои экспериментальные чернила и рассказать о результатах на следующем занятии. Подростки с интересом воспринимают информацию о «первых» чернилах: в древнем Египте использовалась сажа, полученная путём сожжения папируса, которая для вязкости смешивалась с гуммиарабиком – твёрдой прозрачной смолой. А в Китае два с половиной тысячелетия назад, оказывается, к смеси сажи и смолы уже подмешивался щелочной раствор. Китайские чернила были густыми и наносились на пергамент специальными кисточками. Иногда эстетичные китайцы подмешивали в чернила частички золота и серебра, но это уже была роскошь. «Повседневным» чернилам древние придавали цвет, растирая природные камни и смешивая их с яичным желтком. – На древнем Востоке синий краситель добывали из индигоферы красильной, – продолжает педагог. Мысль почему-то переключается на «детей индиго», да и знакомая Мальвина занимается в этом объединении... Но дальнейшая интересная информация заставляет вновь сосредоточиться: Иоганн Фридрих Вильгельм Адольф фон Байер – так звали немецкого химика-органика, который 18 (!!!) лет потратил на то, чтобы понять, как устроена молекула индиго. А потом ещё 7, чтобы синтезировать её. В 1905 году учёный получил за это Нобелевскую премию. Когда начинаются записи в лабораторный дневник (20 г сульфата железа + 50 г сухого вещества – гранатовые корочки, кора дуба или сухой чай + 100 мл воды), понимаю, что пора на географию, но зачем-то перед сменой дислокации минут 10 листаю форум химиков... Преподаватель географии Юлия Павлова занимается последними приготовлениями. Играют две команды – 8 класс и сборная 6 – 7 классов. В качестве разминки – вопрос о ГИС (геоинформационной системе), перспективах создания новых полезных приложений к карте и 10 самых простых вопросов на быстроту реакции: – Какой океан «обманывает» своим названием? – Тихий! – Название какой реки у нас во рту? – Десна! – Какой город самый сердитый? – Грозный! – и семиклассник активно радуется, что опередил «старшаков». Младшая группа строго следит, чтобы 8 класс не «жульничал», и педагог ещё раз предупреждает: – Телефонами пользоваться нельзя! Юные географы быстро и безошибочно узнают страну по очертанию, а вот задание, где нужно совместить имена исследователей Северной Америки и их открытия, вызывает небольшие затруднения. Это простительно: лично я безошибочно отправляю лишь Генри Гудзона к открытию залива и пролива его имени... Список красивых географических имён, среди которых нужно найти те, которые носят полуострова... Флорида, Юкатан, Аляска, Калифорния... Что ещё-то?.. Лабрадор, подсказывают дети. Ещё всего каких-то 20 вопросов, и лидер определён: побеждает опыт. Впрочем, все географы получают дипломы за I или II место. Это были последние мероприятия Недели высоких технологий-2018. Редкая инновация, попадая в наш Центр, не становится традицией... О дальнейшей судьбе Недели расскажет директор ЦТРиГО Александр Турсунбаев. Следите за нашими публикациями!
* Фото: Галина Лещенко, Даниил Рубанов |