Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи

Новости

Назад

25.09.2019   //  Интервью с Алисой Галишниковой

Привет, Алиса! Поздравляю, ты недавно поступила в аспирантуру в Принстон. Расскажи немного о своей научной работе.

Я заканчиваю четвертый курс кафедры проблем физики и астрофизики, которая была когда-то известна как «теоргруппа Гинзбурга». Моя работа в основном сосредоточена в области астрофизики высоких энергий. Точнее, сейчас я занимаюсь различными вопросами, связанными с магнитосферой нейтронных звезд. Также мне интересна космология. Сейчас моя работа состоит в численных симуляциях средних радиопрофилей пульсаров — быстровращающихся нейтронных звезд. Их радиус составляет примерно 10 км, при этом период вращения около 1 секунды, который в некоторых объектах составляет порядка нескольких миллисекунд. Образование радиоизлучения — большая загадка астрофизики вот уже много десятилетий. Есть множество наблюдений (порядка нескольких тысяч), которые мы объясняем с помощью нашей теории распространения радиоволн в магнитосфере пульсаров.

Ты занимаешься очень необычными вещами! Наверное, ты хотела заниматься наукой с самого детства?

Не знаю, хотела ли я заниматься именно наукой с детства, но астрофизика всегда была интересна. Когда в средней школе в моей деревне (с забавным названием Уч-Дере) интернет был не особо доступен, то было телевидение, и на каналах вроде «техно» и «наука 2.0» показывали интересные фильмы на астро-темы. Ещё ближе к старшим классам дома я нашла какой-то интересный советский задачник по физике, иногда решала его перед контрольными для подготовки.

Реально ли поступить на Физтех из самой обычной школы? Как тебе такое удалось? И когда вообще родилась идея поступать именно на Физтех?

Конечно, это реально. К сожалению, о существованиях олимпиад и интересных задач я узнала довольно поздно и абсолютно случайно. Школа в моем поселке была с гуманитарным уклоном, уровень подготовки по физике и математике, естественно, был не на необходимом для Физтеха уровне. В 10-ом классе для выправления своей оценки в четверти я пошла на школьный этап олимпиады, так как за это ставили дополнительную пятерку :) Даже не знала, что дальше этого этапа что-то есть: такие мероприятия были не особо распространены. Каким-то магическим образом без подготовки получилось, в итоге, стать призером регионального этапа, благодаря чему в городском центре (Сочи) мне предложили еженедельные групповые занятия по физике. Так я начала заниматься физикой у прекрасной учительницы, правда, ездить туда приходилось по 1,5-3 часа в одну сторону, дорога по «серпантину» довольно длинная. Но это безусловно того стоило, ведь уже в конце 10-ого класса учительница на доп. занятиях, заметив мой интерес, рассказала про Физтех и ФОПФ, хотя тогда про МФТИ я услышала впервые :) Она дала мне задачник по подготовке к олимпиаде «Физтех» и посоветовала занятия по математике, так как она у меня была где-то на уровне нуля. В следующем году впервые в нашем городском центре проводилась олимпиада «Физтех», куда приехал Валерий Павлович Слободянин, который очень помог мне советами :) Написала эту олимпиаду я не так хорошо, как хотелось бы, но 100 баллов по физике в сумме с ЕГЭ по математике и русскому языку помогли мне поступить на ФОПФ.

Большинство ребят, поступающих в МФТИ, учились в очень сильных школах. Сложно ли тебе было учиться среди таких подготовленных одногруппников?

БОльшая часть однокурсников была из профильных школ/лицеев, которая участвовала в различных олимпиадах высокого уровня. Поэтому у всех уже был какой-то матан, линейная алгебра и так далее. В это время я только узнавала, что такое матрица и доказательство по индукции :) Поэтому конкретно мне было очень трудно в течении всего обучения. С другой стороны, в этом есть и плюсы. Например, у меня не было никаких «пробелов» после расслабленного первого курса, не приходилось снова заставлять себя работать, ведь уже в первом семестре не было ничего знакомого.

Какие лекции для тебя были самыми сложным или самыми запоминающимся?

Самым сложным курсом для меня была, наверное, квантовая теория поля. Одновременно с этим он был одним из самых интересных. В конце семестра для сдачи нужно было решить много задач, пришлось провести с ними несколько ночей. Неожиданно, это оказалось очень интересным: можно глядеть в одну формулу из пяти букв три часа, а потом в твоей голове произойдёт катарсис, и ты поймёшь всё. Эти ощущения от процесса решения задач внезапно сильно отличались от любого другого предмета.

А как насчет бытовых вопросов? Ты переехала в Москву из небольшого города, с какими сложностями тебе приходилось сталкиваться? Сложно ли было найти друзей? И вообще, каково это внезапно начать самостоятельную жизнь?

Одним из самых сложных жизненных моментов было, пожалуй, нахождение денег :) Однако при получении отличных оценок ты можешь получать хорошую стипендию, на которую спокойно можно жить. Так же можно заниматься репетиторством, это хорошо оплачивается.

Почему ты выбрала именно астрофизику?

С выбором кафедры проблем не было, с астрофизикой я определилась сразу. Хотелось изучать нечто фундаментальное, теоретическое, что больше расскажет о мире в целом, в этом смысле все мои ожидания оправдались. Можно изучать нейтронные звезды, чёрные дыры, темную материю, раннюю Вселенную. Все эти темы очень интересны, рассказывают о том, что действительно распространено во Вселенной. На кафедре есть курсы по плазме, квантовой теории поля, общей теории относительности. Не всё мне понравилось на последнем году обучения, это связано с тем, что наша кафедра не ограничивается лишь астрофизикой. Сейчас, насколько мне известно, можно составить индивидуальный план и заменить что-то на курсы от других кафедр, которые более интересны для конкретной области исследований.

Как начиналась твоя работа на кафедре? Сложно ли было выбрать научного руководителя?

Наша кафедра известна ранней работой со студентами. На первом курсе я начала ходить к преподавателю, который занимается n-body моделированием. Мы занимались симуляциями столкновения скопления звёзд и чёрной дыры. На втором курсе я перешла к Василию Семёновичу Бескину, с ним мы сейчас и продолжаем работать. Уже в первый год можно посещать его курс «Физические основы естествознания» и астрокофе. Это очень забавная пара, когда вечером вы приходите в лабораторию, пьёте чай/кофе, едите печеньки и можете сами предлагать темы для обсуждения в неформальной обстановке. После первого курса Василий Семёнович отправил нас на двухнедельное обучение в Специальную астрофизическую обсерваторию на Кавказ (там находится самый большой телескоп в России).

Как у вас на кафедре происходит обмен опытом с коллегами из других университетов и стран?

Есть много возможностей посещать различные школы, конференции, стажировки. Обычно мои научные руководители советовали мне, куда можно поехать с пользой. Иногда я сама находила какие-то интересные конференции и международные школы. Валерий Валерьевич Киселев, декан нашего факультета и директор физтех-школы, также помог советами о школах и конференциях. До МФТИ я не путешествовала, так что это был очень интересный опыт: работа в других странах с хорошими людьми и интересными темами. Обычно такие мероприятия оплачивались либо самими организаторами, либо из гранта с научным руководителем; также, если ты трудоустроен в МФТИ, то можно воспользоваться возможностями программы 5топ100.

Как работа на кафедре помогла тебе поступить за границу в аспирантуру?

Группа Василия Семёновича невероятно дружественная, многие бывшие студенты Физтеха, уехавшие когда-то на PhD, помогли мне советами. Я подавалась в 9 мест, где есть люди, занимающиеся интересными мне темами: Princeton University, Harvard, Columbia, MIT, NYU, Northwestern, Berkeley, Stanford, UC Santa Cruz. В Berkeley и US Santa Cruz меня не взяли, во все остальные места в марте я ездила на Open House (все эти университеты полностью оплачивают визит) и выбирала, где изучаются наиболее интересные мне темы. В это время я как раз была на стажировке у моего научного руководителя в Нью-Йорке в Flatiron Institute, который также был студентом Василия Семёновича и окончил магистратуру в 2012 году.

В России студенты поступают в аспирантуру после окончания магистратуры. Ты же решила уехать после 4-го курса, не слишком ли это рано? Насколько это сложно?

Возраст американцев, поступающих на PhD, примерно такой же, как и у нас после четырёх лет бакалавриата: 21 год. Количество курсов обычно у нас гораздо больше, так что никакой пропасти между знаниями нет. Из нашей группы большое количество студентов поступают на PhD за границу вот уже много лет. На конференциях и школах часто встречаешь профессоров, которые когда-то окончили Физтех, в high energy astrophysics русских особенно много :) Для поступления нужны хорошие оценки, рекомендации от трёх научных руководителей, мотивационное письмо (statement of purpose) и хорошие баллы по международным экзаменам (для PhD в US обычно это TOEFL, GRE General и GRE Physics).

Какие советы ты могла бы дать абитуриентам?

Вне зависимости от вашего опыта до университета, не расслабляйтесь в первый семестр :) И если у вас есть интерес и мотивация — не бойтесь поступать на ФОПФ!

P.S. Спасибо Анне Чашкиной за интервью:)

Источник

Назад